Петкевич Наталья Викторовна

Контактные телефоны:

т. 8 (391-32)76-2-03

сот. т. 8-950-307-67-28

Эл. почта: Рetkevich.shoshino@yandex.ru

БЛАГОДАРНОСТЬ губернатора Красноярского края  (2013 г.)
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА Законодательного Собрания края (2011 г.)
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА главы Минусинского района (2009 г.)
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА главы  Минусинского района (2014 г.)
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА УО Минусинского района (2010 г.), ГРАМОТА УО Минусинского района  (руководителю РМО  2012 г.)
БЛАГОДАРНОСТЬ УО Минусинского района (2015 г.), множественные грамоты за участие в конкурсах, грамоты администрации Шошинского сельсовета
Почетная Грамота Законодательного Собрания Красноярского края 2018 год

Наталия Викторовна, расскажите на доступном для всех родителей языке, что такое ФГОС?

17 октября 2013 года приказом № 1155 Минобрнауки  России был утвержден ФГОС дошкольного образования. В обсуждении проекта этого стандарта приняли участие большое  количество людей – специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей, школьных педагогов. Окончательный вариант стандарта значительно отличается от предложенного к обсуждению: в нем были учтены множественные пожелания и рекомендации. Как считали разработчики, стандарт должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность детей, их мотивацию в достижении успеха,  должен раскрепостить педагога, позволить педагогу проявить свои творческие возможности, должен обозначить обязательства государства перед ребёнком на дошкольное образование. Задача разработчиков была учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка.

Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

В основу стандарта положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки разнообразия детства, уважения к личности ребенка, при этом  реализация образовательной программы предполагается в формах, специфических для детей конкретных возрастных групп.

Главной целью стандарта является повышение статуса дошкольного образования, обеспечение уровня и качества дошкольного образования, соблюдения равенства возможностей каждого ребенка.

Перед дошкольным образованием поставлены множество задач, основные из них – это охрана физического и психического здоровья детей, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, формирование общей культуры личности детей и другие важные задачи, обеспечивающие комфортное освоение образовательной программы.

Стандарт включает в себя требования к объему и структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения.

Образовательная программа разрабатывается каждым ДОУ самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом  и с учетом Примерных программ. Она формируется как программа развития личности детей дошкольного возраста и определяет объем, содержание и планируемые результаты. Программа должна быть направлена не только на создание условий развития ребенка, но и на создание развивающей образовательной среды.

Программа должна обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода для групп с различной продолжительностью пребывания детей в течение суток: групп кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста (от 2-х месяцев до восьми лет), в том числе разновозрастных групп.

Требования к условиям реализации программы включает требования к педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

В целях эффективной реализации программы дошкольного образования должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников ДОУ, их консультативной поддержки и организационно-методического сопровождения образовательного процесса. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать действующим квалификационным характеристикам соответствующих  должностей работников образования. Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в ФГОС.

В случае включения в группу детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности,  прописана возможность привлечения сверх нормативов дополнительных педагогических кадров, имеющих соответствующую квалификацию,

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования, определяемые в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 и противопожарными нормами и правилами, требованиями к средствам обучения и воспитания, оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой, учебно-методическими комплектами, оборудованием, предметами оснащения.

Результатам освоения программы соответствуют целевые ориентиры дошкольного образования, представляющие из себя социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не должны влиять на оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, аттестацию педагогических кадров.

Таким образом, ФГОС  задает стратегию развития дошкольного образования, в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

Стандарт разработан не на пустом месте, а с учетом  всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании. Более того — является своего рода «охранной грамотой» его достижений от различных форм разрушительного администрирования. Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм.

 Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года новый закон «Об образовании в РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того — исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.

Наталия Викторовна, скажите, почему так необходимо в условиях реализации ФГОС взаимодействие ДОУ и родителей?

В XXI веке многие семьи озабочены решением экономических, социальных, политических проблем, а порой даже проблем физического выживания. С одной стороны, это понятно: жизнь диктует свои правила, под которые человеку необходимо подстраиваться, но, с другой стороны, получается, что родители иногда забывают о самом главном – воспитании своих детей.

Детский сад пытается делать все необходимое для того, чтобы заинтересовать родителей в образовательно-воспитательном  процессе. Для этого существуют разные направления: познавательное, наглядно-информационное, досуговое, организация дня открытых дверей. Для того чтобы полностью использовать возможность этих направлений, ДОУ должно несколько расширить свои рамки – стать более открытой системой.

Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем — интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего села, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными структурами. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные (вне дней открытых дверей)  «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном, через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;

  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;

  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

Эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Современные технологии и открытость образования позволяют родителям отслеживать новости и события в жизни детей детского сада на расстоянии, обратившись на страничку сайта детского учреждения. В некоторых ДОУ имеется возможность наблюдать за образовательным и воспитательным процессом on-line. На сайте также можно задать вопросы, оставить отзывы и пожелания персоналу детского учреждения. Да, на это все нужно время, но это время принесет положительные результат.

Комментирование запрещено